Что такое размыв канав кюветов

Что такое размыв канав кюветов

Опознавательные признаки : местные разрушения от косов и дна продольных канав, кюветов, отводных русел от дренажей, в местах соединения (слияния) канав, выпусков воды из канав на поверхность земли с образованием промоин, русел, накоплений размытого грунта, деталей креплении дна, откосов, перепадов, гасителей энергии водного потока.

Причины возникновения : чрезмерно большая скорость потока; низкая сопротивляемость грунтов размыву; слабые конструкции креплений дна, откосов, перепадов, быстротоков, выходов из канав; низкое качество подготовки поверхности земли для монтирования сборных креплений; неудовлетворительная заделка швов; неправильное расположение перепадов, быстротоков, выходов канав и их поворотов, недостаточное их укрепление; неудовлетворительное текущее содержание и несвоевременное устранение повреждений.

Неотложные меры : безотлагательная заделка повреждений креплении; устранение начинающихся размывов местными материалами и средствами водоборьбы (камнем, мешками с песком); осмотр сооружений после прохода весенних и летних (ливневых) паводков и устранение всех повреждений.

Рис. П.8.40 . Размывы открытых водоотводов (канав, кюветов и др.):1- построечный поперечный профиль канавы; 2 — очертание размываемой канавы

Эксплуатационные наблюдения : учет всех водоотводящих сооружений; осмотр их состояния после пропуска весеннего паводка и схода снежного покрова; описание возникающих неисправностей (наличие трещин, ширина их раскрытия); установка маяков на крупных бетонных сооружениях; определение наиболее высоких отметок, до которых поднимался уровень воды при паводках.

Понижения и заплывания водоотводов земляного полотна на вечномерзлых грунтах

Опознавательные признаки : прекращение стока воды и ее застои в водоотводах.

Причины возникновения : понижения вследствие оттаивания вечной мерзлоты под слоем воды или минерального грунта, отсыпанного при повторной нарезке водоотводных канав на мари; заплывание за счет суффозии (выноса мелких частиц грунта водой) и эрозии (размыва) откосных частей.

Рис. П.8.41 . Понижения и заплывших водоотводов земляного полотна на вечномерзлых грунтах: 1 — заплывший грунт; 2 — вода

Неотложные меры : заполнение понижений водоотводов торфом, заторфованным суглинком или древесными отходами и уборка грунта с заплывших мест до необходимого уровня; укладка полос нетканого материала для предотвращения суффозии и эрозии по откосам и дну водоотводов с пришпиливанием их к грунту.

Эксплуатационные наблюдения : определение местоположения понижений и заплывания водоотводов (км, ПК,+) при осмотрах и выполнение инструментальной съемки с целью их восстановления.

Заиливание кюветов и канав

Опознавательные признаки : отложение глинистых и субпесчаных грунтов на дне кюветов и канав, в первую очередь в местах уменьшения их продольных уклонов; уменьшение глубины водоотводов с уширением их дна; зарастание канав кустарником, крупностебельными травами, кочкарником.

В случаях значительного уменьшения сечения канав возможно их переполнение и изливание воды на защищаемую территорию и конструкции пути.

Причины возникновения : малые скорости течения воды из-за недостаточных продольных уклонов; интенсивный размыв грунтов на откосах земляного полотна и прилегающих территориях; неправильно запроектирован продольный профиль канавы (с постепенным уменьшением уклонов к ее концу).

Неотложные меры : повышение скорости течения воды за счет увеличения продольного уклона; защита от размыва прилегающих откосов земляного полотна, закюветных полок или берм; уменьшение размывов на прилегающих территориях, с которых сток идет в канавы (изменение направления потоков, защита травосеянием).

Рис. П.8.42 . Заиливание кюветов и канав: 1 — отложения засорителей; 2 — очертание кювета до заиливания

Эксплуатационные наблюдения : учет всех кюветов и водоотводных канав с указанием мест, где возможны Заиливание, переполнение и переливы воды из водоотводных сооружений; проверка наличия материалов, необходимых для защиты от размыва земляного полотна и его обустройств; составление календарных графиков устранения неисправностей канав и контроль за его исполнением.

6.7. Подмыв берега моря (озера, водохранилища), угрожающий целостности земляного полотна

Опознавательные признаки : образование ниш на уровне горизонта воды с нависанием грунтовых массивов; большая крутизна берегового склона; наличие обрушенных крупных массивов грунта, валунов, поваленных стволов деревьев в зоне прибоя; продольные трещины в береговом массиве, по которым происходит отслоение и обрушения подмытых массивов; искажение первоначальных форм и состояния конструкций крепления берегов, Подпорных. стен, волноломов, ряжевых и габионных стенок, скальных отсыпок (горной массы).

Причины возникновения : ширина естественного пляжа недостаточна для гашения энергии волн и предотвраще ния размыва (абразии); различают случаи размывов при постоянном уровне воды в водоеме и при переменных уровнях; имеющиеся крепления берега или волногасящие сооружения недостаточны для защиты от расчетного режима волнения; повреждения или разрушения защитных сооружений.

Рис. П.8.43. Подмыв берега моря (озера, водохранилища), угрожающий целостности земляного полотна: 1 — уровень воды в водоеме; 2 — пляжные отложения; 3 — ниша подмыва берегового склона; 4 — продольная трещина закола

Неотложные меры : защита берегов от размыва с помощью скальных пород; восстановление разрушенных креплений; усиленный надзор за состоянием пути, земляного полотна и его обустройств; устранение неисправностей пути; при угрозе безопасности и бесперебойности движения поездов — ограничение скоростей или закрытие движения.

Эксплуатационные наблюдения : учет участков пути, находящихся в угрожаемой зоне; обследование опасных мест после штормов, освобождения водоема от зимнего ледостава с фиксированием замеченных изменений; выявление участков, на которых появляются признаки подмыва или сомнительных по устойчивости мест земляного полотна.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

страница 11/12

instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Инструкция

6.3. Размывы подтопляемых откосов земляного полотна

Опознавательные признаки: быстрое течение воды на участках временного или постоянного подтопления; наличие в водном потоке поваленных деревьев, пней, бревен, посторонних предметов; протекание ледохода на высоких горизонтах подтопления с ударами льдинами, ледяными полями в откосы насыпей или по конструкциям регуляционных и защитных сооружений; появление трещин в швах и конструкциях креплений в откосах земляного полотна; взбугривание укрепленной поверхности откосов; в аварийных случаях — изломы плит крепления и местные размывы грунта под плитами.
Причины: Недостаточные меры защиты от повреждений земляного полотна текущей водой, влекомыми предметами (например, бревнами) на горизонтах подтопления; плохое текущее содержание земляного полотна и его обустройств при несвоевременном устранении повреждений; резкое непредсказуемое изменение режима водотока (например, быстрое снеготаяние, катастрофические ливни, возникновение заторов и т.п.), приводящее к росту скоростей течения, уровней подтопления и увеличению площади поверхности отдельных плесов больше расчетных значений.
Неотложные меры: безотлагательное устранение возникающих повреждений земляного полотна и его обустройств; предотвращение увеличения размеров повреждений закладкой промоин и переливов подручными материалами (досками, мешками с песком, бетонными блоками, камнем); укрепление защитных конструкций с целью предотвращения их обрушения и размыва грунта земляного полотна; устранение ледяных заторов, угрожающих целостности укрепительных и защитных устройств или поднятием уровня подтопления.
Для участков, где подмывы появляются относительно часто, разрабатывают местные инструкции по предотвращению подмывов берегов и повреждений железнодорожного пути, утверждаемые начальником дистанции пути, а также планы водоборьбы, утверждаемые в установленном порядке.
Эксплуатационные наблюдения: учет всех участков пути, на которых возможны подмывы берегов и повреждения земляного полотна; для объектов, где подмывы уже наблюдались, заводятся паспорта формы ПУ-9; комиссионное обследование состояния земляного полотна и его обустройств после пропуска каждого весеннего или ливневого паводка с выявлением мест, характера повреждений и необходимых мер по устранению повреждений; в период пропуска высоких вод устанавливают надзор за опасными участками вплоть до организации постов наблюдений; определение наличия и сохранности запасов материалов, необходимых для защиты от подмыва.

Читайте также:  Как закрепить ламинат на потолке видео

6.4. Размывы открытых водоотводов (канав, кюветов и др.)

Опознавательные признаки: местные разрушения откосов и дна продольных канав, кюветов, отводных русел от дренажей, в местах соединения (слияния) канав, выпусков воды из канав на поверхность земли, с образованием промоин, русел, накоплений размытого грунта, деталей креплений дна, откосов, перепадов, гасителей энергии водного потока.
Причины: чрезмерно большая скорость потока; низкая сопротивляемость грунтов размыву; слабые конструкции креплений дна, откосов, перепадов, быстротоков; выходов из канав: низкое качество подготовки поверхности земли для монтирования сборных креплений; неудовлетворительная заделка швов: неправильное расположение перепадов, быстротоков, выходов канав и их поворотов, недостаточное их укрепление; неудовлетворительное текущее содержание и несвоевременное устранение повреждений.
Неотложные меры: безотлагательная заделка повреждений креплений; устранение начинающихся размывов местными материалами и средствами водоборьбы (камнем, мешками с песком; осмотр сооружений после прохода весенних и летних (ливневых) паводков и устранение всех повреждений.
Эксплуатационные наблюдения: учет всех водоотводящих сооружений; осмотр их состояния после пропуска весеннего паводка и схода снежного покрова, описание возникающих неисправностей (наличие трещин, ширина их раскрытия), установка маяков на крупных бетонных сооружениях; определение наиболее высоких отметок, до которых поднимался уровень воды при паводках.

6.5. Понижения и заплывания водоотводов

земляного полотна на вечномерзлых грунтах

Опознавательные признаки: прекращение стока воды и ее застои в водоотводах.
Причины: понижения вследствие оттаивания вечной мерзлоты под слоем воды или минерального грунта, отсыпанного при повторной нарезке водоотводных канав на мари, заиливание за счет суффозии (выноса мелких частиц грунта водой) и эрозии (размыва) откосных частей.
Неотложные меры: заполнение понижений водоотводов торфом, заторфованным суглинком или древесными отходами и уборка грунта с заплывших мест до необходимого уровня, укладка полос нетканого материала для предотвращения суффозии и эрозии по откосам и дну водоотводов с пришпиливанием их к грунту.
Эксплуатационные наблюдения: определение местоположения понижений и заплывания водоотводов (км, ПК +) и при осмотрах и выполнение инструментальной съемки с целью их восстановления.

6.6. Заиливание кюветов и канав

Опознавательные признаки: отложение глинистых и супесчаных грунтов на дне кюветов и канав, в первую очередь, в местах уменьшения их продольных уклонов; уменьшение глубины водоотводов с уширением их дна; зарастание канав кустарником, крупностебельными травами, кочкарником.
В случаях значительного уменьшения сечения канав возможно их переполнение и изливание воды на защищаемую территорию и конструкции пути.
Причины: малые скорости течения воды из-за недостаточных продольных уклонов; интенсивный размыв грунтов на откосах земляного полотна и прилегающих территориях; неправильно запроектирован продольный профиль канавы (с постепенным уменьшением к ее концу).
Неотложные меры: повышение скорости течения воды за счет увеличения продольного уклона; защита от размыва прилегающих откосов земляного полотна, закюветных полок или берм; уменьшение размывов на прилегающих территориях, с которых сток идет в канавы (изменение направления потоков, защита травосеянием).
Эксплуатационные наблюдения: учет всех кюветов и водоотводных канав с указанием мест, где возможны заиливания, переполнение и переливы воды из водоотводных сооружений; проверка наличия материалов, необходимых для защиты от размыва земляного полотна и его обустройств; составление календарных графиков устранения неисправностей канав и контроль за его исполнением.

6.7. Подмыв берега моря (озера, водохранилища),

угрожающим целостности земляного полотна

Опознавательные признаки: образование ниш на уровне горизонта воды с нависанием грунтовых массивов; большая крутизна берегового склона; наличие обрушенных крупных массивов грунта, валунов, поваленных стволов деревьев в зоне прибоя; продольные трещины в береговом массиве, по которым происходит отслоение и обрушения подмытых массивов; искажение первоначальных форм и состояния конструкций крепления берегов (подпорных стен, волноломов, ряжевых и габионных стенок, скальных отсыпок (горной массы).
Причины: ширина естественного пляжа недостаточна для гашения энергии волн и предотвращения размыва (абразии); различают случаи размывов при постоянном уровне воды в водоеме и при переменных уровнях; имеющиеся крепления берега или волногасящие сооружения недостаточны для защиты от расчетного режима волнения; повреждения или разрушения защитных сооружений.
Неотложные меры: защита берегов от размыва с помощью скальных пород; восстановление разрушенных креплений, усиленный надзор за состоянием пути, земляного полотна и его обустройств; устранение неисправностей пути; при угрозе безопасности и бесперебойности движения поездов — ограничение скоростей или закрытие движения.
Эксплуатационные наблюдения: учет участков пути, находящихся в угрожаемой зоне; обследование опасных мест после периодов штормов, освобождения водоема от зимнего ледостава с фиксированием замеченных изменений; выявление участков, на которых появляются признаки подмыва или сомнительных по устойчивости мест земляного полотна.

6.8. Подмыв основания земляного полотна водными потоками

Опознавательные признаки: размыв берега у основания откоса земляного полотна с отложениями наносов в излучинах и подмывами нижних частей откосов; загромождение русла карчами, валунами, мелким камнем и песком с образованием местных подпоров воды и поднятием ее до верха земляного полотна; при обильных атмосферных осадках, таянии ледников вероятно полное затопление пути с размывами балластного слоя, повреждениями и разрушениями регуляционных сооружений, опор мостов, водопропускных труб; при катастрофических паводках возникает угроза безопасности движения поездов.
Причины: несвоевременное устранение повреждений и дефектов в конструкциях защитных и укрепительных устройств и сооружений; неудовлетворительное содержание регуляционных, струенаправляющих сооружений и их креплений; недостаточная сопротивляемость грунтов и защитных конструкций волновым, ледовым воздействиям и течению воды; изменение режима водотока (водоема), связанное со спрямлением русел, устройством плотин.
Неотложные меры: выполнение защитных работ в соответствии с планами водоборьбы, местными инструкциями, указаниями оперативного штаба, создаваемого на опасный период начальником дистанций пути, а при необходимости, начальником отделения или начальником дороги; наращивание имеющихся регуляционных сооружений или возведения их вновь на участках угрозы размыва, отсыпка горной массы, обвалование и другие мероприятия; устранение местных завалов русла, создающих подпор воды; надзор за состоянием участка пути и устранение возникающих неисправностей.
Эксплуатационные наблюдения: учет мест возможности подмыва и повреждения земляного полотна; надзор за исправным состоянием земляного полотна и его обустройств с устранением обнаруженных повреждений собственными силами бригады или с привлечением дополнительных средств; обследование опасного участка при проверке пути, комиссионных осмотрах, после пропуска весенних паводков и после ливневых осадков; в опасные периоды могут назначаться путевые обходы или посты наблюдений.

Читайте также:  Как найти площадь стены комнаты

Опознавательные признаки: одиночные или разветвленные вытянутые вдоль промоины с крупными бортами (откосами) и интенсивно размываемым дном; круглые борта обнажены и на них не успевает приживаться травяная или кустарниковая растительность; поверхности бортов покрыты трещинами, создающими системы столбчатых отдельностей (характерно для вершин оврагов); профиль дна оврага крутой у вершины оврага постепенно выполаживается к его устью, где овраг имеет широкое, распластанное дно и более пологие борта, иногда покрытые травой и кустарниками. В периоды снеготаяния и выпадения ливней размывается дно оврага и обрушаются откосы, что сопровождается возникновением подпруженных застоев воды.
Причины: неблагоприятное сочетание легко размываемых грунтов, всхолмленного рельефа местности, бурных паводков и сезонных ливней, вызывающее появление поверхностных размывов, перерастающих в крупные овраги. Недостаточное укрепление дна и откосов канав, кюветов, выпусков дренажей вызывает местные повреждения, при несвоевременном ремонте может вызвать рост оврага в непосредственной близости к земляному полотну. Неправильная распашка земель, вырубка леса, способствующие образованию мелких русел, объединяющихся в крупные русла при плохом содержании канав или обвалований, ограждающих овраг, ведут к возникновению или дальнейшему росту отвершков (притоков), превращающих одинокие овраги в разветвленные овражные системы.
Неотложные меры: незамедлительное устранение повреждений водоотводящих систем; при активизации размыва грунта отвод воды в безопасные места; уменьшение размыва дна и бортов оврага средствами водоборьбы. На участках с угрожающим развитием оврагов необходимо создавать запасы материалов для защиты от размыва (камень, бетонные плиты, кули с песком).
Эксплуатационные наблюдения: осмотр участка пути вблизи оврага после пропуска паводка и выпадения ливней; определение мест повреждений имеющихся креплений, водоотводов и оценка состояния дна и бортов оврага; подготовка к работам по устранению повреждений защитных устройств; пополнение запаса противоаварийных материалов; ведение паспорта формы пу-9.

6.10. Завал земляного полотна снежными лавинами

Опознавательные признаки: лавиноопасные участки, как правило, известны, и за ними ведутся наблюдения согласно местным инструкциям. Лавинные лога (желоба) по поверхности склона опознаются по отсутствию деревьев; крутизна склона превышает 15 град. и достигает 35-45 град.; накопление снежных массивов при снегопадах и метелях; приток талых или ливневых вод.
Причины: потеря устойчивости снежного массива вследствие возникновения в его основании слоя разрыхления, образующегося в процессе перекристаллизации снега; подвижка снежного покрова на косогоре вследствие ползучести снега; выпадение обильных осадков в виде перемежающихся снегопадов, дождей, сопровождающихся ветром; землетрясения, взрывы и другие импульсные воздействия.
Неотложные меры: оповещение местных предприятий и населения о начале схода лавин; обеспечение быстрой эвакуации людей, машин и другого имущества, могущего оказаться в опасной зоне; сошедшие лавины, загромоздившие земляное полотно, должны убираться с соблюдением мер безопасности движения поездов и обслуживающего персонала. При резком потеплении и интенсивном снеготаянии необходимо предупреждать застои воды и размывы сооружений. В необходимых случаях, устанавливаемых специалистами, производится искусственное обрушение лавин с помощью взрывов и артобстрела.
Эксплуатационные наблюдения: определение состояния противолавинных устройств и сооружений; организация службы надзора и предупреждения о наступлении периода лавинной опасности; ведение паспортамТУ-9 и надзор за лавиноопасным участком в соответствии с местной инструкцией, утвержденной начальником дистанции пути.

6.11. Завалы пути селевыми отложениями

Опознавательные признаки: наличие селеопасных логов, имеющих неустойчивые борты; отложения селевых масс в руслах, на подходах к мостам (валунов, стволов деревьев, при резких поворотах русла селеопасного лога; наступление периодов массового таяния ледников и ливневых осадков, активизирующих размывы, осыпи, сплывы, оползни; образование подпертых водоемов, угрожающих прорывами и прохождениями шквальных потоков. Интенсивное снеготаяние в сочетании с выпадением теплых ливней является признаком возможного селевого потока.
Причины: воздействие интенсивного стока (ливневого, при сезонном снеготаянии, вследствие таяния ледников) на раздробленные горные породы, находящиеся на склонах или в руслах горных бассейнов; возникновению селей способствуют: уничтожение растительности на горных склонах и в руслах; выпас скота на горных склонах, ведущий к вытаптыванию и разрушению почвенного покрова и к образованию дополнительных путей эрозионного стока; продольная распашка склонов (по вертикали), приводящая к возникновению новых руслообразований. Неисправные селезащитные и селенаправляющие сооружения могут быть причиной повреждений и завалов пути.
Неотложные меры: установление поста наблюдений за состоянием земляного полотна, верхнего строения пути и защитных сооружений; обеспечение безопасности движения поездов на селеопасном участке; уборка с пути селевых отложений и принятие мер по недопущению попадания их на путь; обеспечение безопасности пропуска селевого потока сквозь искусственные сооружения (мост, селеспуск и другие сооружения), устранение повреждений берражных устройств, запруд, быстротоков, перепадов.
Эксплуатационные наблюдения: надзор за состоянием земляного полотна, подводящих и отводящих русел у искусственных сооружений, регуляционных и защитных устройств; периодический осмотр прилегающей территории, откуда могут поступать селевые выносы при вырубке леса, неправильной распашки земель, нарушении системы перехвата и отвода паводковых вод; определение необходимого объема работ по ремонту или усилению защитных устройств, выполняемых собственными силами или с помощью подрядных организаций; ведение паспорта формы ТУ-9.

Читайте также:  Типы грунтов по группам

6.12. Загромождение пути и подмостовых отверстий наледями

Прочность и устойчивость земляного полотна зависят от исправного действия водоотводных устройств и сооружений.

При недостаточном количестве водоотводных устройств или их малой пропускной способности устраивают дополнительные канавы и трубы или увеличивают пропускную способность. Все водоотводные сооружения должны быть способны в любой момент отвести поверхностные воды. Наличие застаивающейся воды в кюветах и резервах свидетельствует о неудовлетворительном содержании дороги и приводит к постепенному насыщению водой земляного полотна и потере им несущей способности.

Прежде всего нельзя допускать захламления кюветов и поперечных водоотводных канав упавшими бревнами и стволами деревьев. Необходимо систематически убирать весь хлам с дорожной полосы и особенно с обочин, откосов, из кюветов и резервов; по мере надобности очищать кюветы и нагорные канавы от всех препятствий и наносов, мешающих течению воды. После сильных ливней с нагорной стороны вместе с большими массами мутной воды в канавы поступает значительное количество взвешенного грунта, который, отлагаясь на дне и стенках, иногда очень быстро заполняет их целиком. При последующих ливнях канавы не вмещают всю воду, и она, переливаясь через края, заливает нижележащую выемку; если канава проходит вдоль насыпи, то ливневая вода подмывает откос насыпи с нагорной стороны. При заиливании нагорных и продольных водоотводных канав больше чем на 1/3 их следует прочищать.

В зависимости от формы канавы прочистку можно производить автогрейдером, канавокопателем или экскаватором. Отдельные заиленные места очищают вручную.

При капитальном и среднем ремонте дороги поперечный профиль водоотводных канав полностью восстанавливают. При восстановлении профиля и прочистке канав срезать следует их внешний откос, чтобы не уменьшить земляное полотно дороги. На участках продольных водоотводных канав с большими уклонами откосы часто размываются и превращаются в небольшие овраги, поэтому вместе с прочисткой канав следует восстанавливать и укреплять их откосы, одерновку, мощение и водобойные колодцы. Ни в коем случае нельзя упускать начало размыва канавы, так как в последующем усложняется и удорожается ремонт.

Канавы следует прочищать от выходного русла вверх навстречу течению воды. Вынутый при прочистке кюветов грунт нельзя использовать для ремонта земляного полотна, в частности обочин, его следует выбрасывать на внешнюю от дороги сторону и разравнивать.

Ремонт и содержание дорожных обочин заключается в их систематическом планировании для обеспечения стекания воды с проезжей части и земляного полотна. Уклон обочин должен быть 40—60‰ (4—6 см на 1 м ширины), что легко проверить с помощью ватерпаса. Планирование можно осуществлять автогрейдером, но после дождя по влажному грунту можно использовать дорожные утюги, находящиеся на буксире у автомашины повышенной проходимости. Образующиеся на обочине колеи и ямки следует заделывать только тем же самым грунтом. Образовавшиеся на обочине земляного полотна из глинистого грунта ямки или колеи нельзя заделывать песком, так как он в результате насыщения водой находится в жидком состоянии и при проходе колеса будет выдавливаться в сторону. Часто встречаются наросшие обочины, препятствующие стоку воды с проезжей части; их периодически надо срезать проходом грейдера. Срезаемый грунт нельзя передвигать к середине дороги, его следует сбрасывать на откос и далее к подножию земляного полотна. Эту работу необходимо выполнять до очистки водоотводных канав, так как при срезке обочин часть грунта может попасть в кювет или в продольную водоотводную канаву. Срезку обочин обычно выполняют осенью и не ежегодно, а через 2—3 года. Если обочины наросли только в отдельных местах и в ближайший период нет возможности произвести их сплошную срезку, дорожные рабочие должны устроить в них через 5—7 м стоки воды.

При занижениях обочин необходима сплошная подсыпка. До подсыпки целесообразно поверхности заниженных обочин придать необходимый уклон от проезжей части и выровнять ее. В этом случае для подсыпки можно использовать грунт, из которого состоит земляное полотно, а также дренирующий — песок или гравий. Сплошное покрытие обочин песком, щебнем или гравием способствует уменьшению пылеобразования, скользкости и лучшему сохранению поверхности при заезде машин.

Если на обочинах имеются ямы значительных размеров, заполненные водой и жидкой грязью, то надо сначала спустить воду, просушить их и только потом заполнять грунтом с обязательным послойным трамбованием и укаткой (можно колесами медленно движущихся груженых машин).

В ряде случаев на земляном полотне наблюдаются сплывы и обрушения откосов. На насыпях это обычно происходит из-за излишней крутизны откосов или наличия в теле насыпи грязевых мешков. В 1-м случае необходимо подсыпать грунт для устройства более пологого откоса и укрепить посевом трав или даже одерновкой, во 2-м — прежде всего просушить тело насыпи; для этого устраивают поперек насыпи глубокую прорезь для просушки района грязевого мешка, в тело насыпи закладывают пучок хвороста (фашину), по которому вытекают остатки влаги, затем прорезь заделывают грунтом с послойным трамбованием.

Оплывы и обрушения откосов выемок происходят вследствие их недостаточного осушения или выхода грунтовых вод. Иногда обрушение происходит из-за того, что вынутый при разработке грунт уложен рядом с бровкой выемки, в то время как расстояние до вала с грунтом (кавальера) должно быть не менее 5 м. При сплывах из-за выходов грунтовых вод устанавливают каптаж ключа или перехватывающий дренаж, что представляет уже сложное инженерное сооружение. Во всех случаях устройство более пологого откоса с хорошим укреплением поверхности предупреждает возможность сплыва.

При длительном отсутствии дождей в летний пожароопасный период на обочинах и откосах земляного полотна необходимо скашивать сухую траву, а по дну резервов проходом бульдозера устраивать минерализованную полосу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector