Фабрика маяк нижний новгород

Фабрика маяк нижний новгород

Здание банка Рукавишникова на Нижне-Волжской набережной выделяется среди других строений улицы своей особенной архитектурой, выполненной в неоготическом стиле. Более 100 лет в этом доме размещалось швейное производство, в советские годы получившее имя «Маяк». С 2015 года фабрика закрыта, а здание заброшено. Мрачные помещения с оставленным там швейным оборудованием и хламом продолжают ветшать, да и само здание постепенно разрушается: на крыше уже проросли молодые деревца. К счастью, 5 марта стало известно, что здание берет на баланс областное правительство и в нем разместится Центр творческих индустрий.

Прошлое

Бывшую фабрику «Маяк» мы осмотрели вместе с заведующей кафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ, доктором архитектуры, профессором Анной Гельфонд.

«Мы находимся в торговом доме Сергея Михайловича Рукавишникова — одном из двух самостоятельных зданий, которые составляют собой комплекс банка. Дом является объектом культурного наследия федерального значения. Непосредственно здание банка выходит на улицу Рождественскую, а торговый дом — на Нижне-Волжскую набережную. Здание крупномасштабное, с выраженным силуэтом, прекрасно просматривается с Волги, формирую речную панораму города. Это объект знаковый и обладает потенциалом для создания здесь общественного пространства», — считает Гельфонд.

Спроектировал торговый дом московский архитектор Федор Осипович Шехтель в 1911 году. Объект является одним из лучших образцов позднего модерна не только в Нижнем Новгороде, но и в России.

«Здание обладает серьезным функционально-планировочным и конструктивным потенциалом,- отмечает Гельфонд. — Сейчас специалисты ННГАСУ оценивают состояние несущих и ограждающих конструкций. Что уже можно сказать: на здании зафиксированы поверхностные трещины, локальные замачивания и протечки грунтового основания, а также промораживания».

Как рассказал генеральный директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов, ранее на месте банка находилось родовое гнездо Рукавишниковых, которое построил в 1820-х годах основатель семьи Григорий Михайлович Рукавишников. Однако в 1899 его уничтожил огромный пожар, который настиг Нижний Новгород. И уже в 1911 году началось строительство торгового дома и банка.

«Изначально планировалось, что здесь будут склады, но началась Первая мировая война и сюда из Варшавы была эвакуирована швейная фабрика, которая занималась пошивом одежды. Во время Первой мировой здесь шили форму. После того как война закончилась, здание перешло Советам, но традиция сохранилась и здесь начали изготавливать одежду для рабочих», — рассказал Филиппов.

В годы Великой Отечественной войны производство было переведено на круглосуточный режим, и здесь опять начали шить одежду для фронта. После войны рабочие снова перешли на гражданскую продукцию, а в 1964 году фабрика получила имя «Маяк».

«Бренд „Маяк“ был известен на весь Советский союз, так как пальто нижегородского производства носили во всех уголках нашей родины», — отмечает Филиппов.

Будущее

В 2015 году фабрика закрылась, и до 2018 года здание было заброшено.

В декабре 2017 года строение было передано Нижегородскому историко-архитектурному музею. Правительство области выделило средства на обследование здания. Теперь здесь работают специалисты Нижегородского государственного архитектурного университета.

«К концу мая будет готово заключение о состоянии конструкций. На основании него специалисты подготовят проект восстановления дома, и тогда будет понятно, какая сумма будет нужна для проведения работ, — рассказал министр культуры Нижегородской области Сергей Горин. — В 2019 году начнется ремонт, а потом здесь разместится Центр творческих индустрий».

В центре будет работать различные кружки по интересам, где нижегородцы и гости города смогут заняться искусством, пройти мастер-класс по народным промыслам, а также получить знания об истории города и просто отдохнуть в уютных кафе. Проектированием центра займутся студенты ННГАСУ.

Комплекс Рукавишниковых — это история любви к родному городу двух состоятельных нижегородцев, чье архитектурное наследие продолжает восхищать и вдохновлять последующие поколения. Более 100 лет ансамбль культурного наследия федерального значения верой и правдой служил Нижнему Новгороду. Комплекс продолжает быть востребованным и в наши дни: здание бывшей швейной фабрики «Маяк» может обрести большое будущее, став базой для культурно-технологического кластера.

Читайте также:  Бетонирование столбов цена за работу

Фото: Елена Карал

Архитектурные решения

Появление в Нижнем Новгороде комплекса Рукавишниковых пришлось на расцвет архитектурного стиля модерн. Комплекс состоит из двух корпусов, фасады которых выходят на параллельные улицы — Рождественскую и Нижне-Волжскую.

Фасад здания банка Рукавишниковых обращен к улице Рождественской. Корпус был выстроен в 1908 году специально для нижегородского отделения Русского торгово-промышленного банка, основным капиталом которого в Нижнем Новгороде были деньги Рукавишниковых.

Второй же корпус, напоминающий готический замок, — здание бывшей швейной фабрики «Маяк» — украшает Нижне-Волжскую набережную. Несмотря на величественную средневековую эстетику, промышленное строение отличается практичностью и высоким качеством, которые были свойственны сооружениям эпохи модерна.

Для проектирования комплекса Рукавишниковы пригласили выдающегося архитектора своего времени, Федора Шехтеля. Создавая фасад промышленного корпуса, он стремился подчеркнуть ту роль, которую Нижний Новгород играл в экономической жизни не только России, но и всего мира — тогда город был торговой столицей империи.

Фасад здания банка на Рождественской украшают флоральные мотивы, характерные для модерна. Однако самыми значимыми декоративными элементами являются две аллегорические фигуры на фасаде — земледелие (женская) и промышленность (мужская). Автором скульптур является Сергей Коненков.

Оба корпуса облицованы керамическим кирпичом, который прекрасно сохранил фасады. Федор Шехтель является типичным архитектором модерна, который считал, что «красота спасет мир» и воспитает человека. В то же время эта красота должна была сочетаться с практичностью.

Благодаря рациональной керамической облицовке, Нижний Новгород получил здания, фасад которых отражает солнечные лучи и великолепно смотрится в закатном зареве. Так архитектор дополнительно украсил город, который в те времена начали называть «столицей закатов».

Фото: Алексей Трефилов / wikipedia.org

Эпоха швейной фабрики

Изначально подразумевалось, что в «готическом замке» разместится контора, биржа или же торговые склады. Однако судьбу здания определила Первая мировая война. Рукавишниковы вынуждены были эвакуировать в Нижний Новгород свои швейные мастерские из Варшавы, оккупированной немцами. Самым подходящим местом для их размещения оказался только что построенный промышленный корпус. Здесь с 1915 по 2015 год просуществовало одно из лучших швейных производств за всю историю страны — швейная фабрика «Маяк».

С 1927 года фабрика специализировалась на пошиве женской верхней одежды.
Бывшие работники и просто покупатели вспоминают: качество производимых пальто было настолько безупречным, что ради покупки в очереди записывались сами мастерицы.

Фото: Елена Карал

Парадный вход здания сохранил отпечаток недавнего фабричного прошлого: на стенах до сих пор висят остатки инструкций, информационные доски, образцы моделей верхней одежды и тканей.

Кстати, стены и пол здесь облицованы плиткой Villeroy&Boch, которая неплохо сохранилась со времен постройки.

Отдельного внимания заслуживает двор фабрики, который выглядит скромнее фасадов комплекса. Изначально он был приспособлен для разгрузки товаров. Уже в советские годы во дворе появились пристрои.

Бывшие сотрудники фабрики вспоминают, что в 1960-е годы, отработав смену, женщины выходили и достраивали различные помещения. В этих пристроях позже разместились фабричная поликлиника с высококвалифицированным персоналом, своя столовая, библиотека и даже музей фабрики.

Зарождение новой жизни

Здание бывшей фабрики «Маяк» сегодня находится на балансе Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Большая часть строения пребывает в аварийном состоянии, на некоторых этажах отсутствует свет, а где-то и вовсе — пол.

И все же с недавнего времени «готический замок» начал оживать. Его третий этаж с большим залом стал активно использоваться для проведения выставок и других культурно-массовых мероприятий. Их организацией занимается министерство культуры Нижегородской области.

Фото: Елена Карал

Залы третьего этажа оформлены в стиле лофт, что весьма характерно для переоборудованных под различные событийные площадки промышленных зданий. В апреле 2019 года здесь прошел Global City Hackaton, участники которого разрабатывали прототипы цифровых сервисов для Нижнего Новгорода.

Особым событием в жизни здания стал фестиваль INTERVALS. На протяжении нескольких апрельских дней на готическом фасаде демонстрировалось яркое световое шоу.

Фото: Елена Карал

В сентябре комплекс Рукавишниковых стал одной из точек на карте фестиваля бесплатных экскурсий — фритуров. Это один из первых проектов в рамках подготовки Нижнего Новгорода в 800-летию. На экскурсии с сотрудником Усадьбы Рукавишниковых Анастасией Макаренковой нижегородцы смогли узнать больше о истории и уникальной архитектуре «готического замка» на Нижне-Волжской набережной.

Читайте также:  Встроенный холодильник меньше обычного

Культурно-технологический кластер

На бывшее здание фабрики «Маяк» существуют большие планы: она может превратиться в настоящий культурно-промышленный кластер. Разработкой концепции проекта для него по приглашению правительства Нижегородской области занималась студия Orchestra.

Как рассказала GiperNN ее сооснователь Екатерина Гольдберг, в здании будет создана целая экосистема со взаимодополняющими функциями, которая задействует не только идеи бывшего фабричного корпуса, но и прилегающих к нему зданий. Предполагается, что это будет многофункциональное пространство, объединяющее различные направления.

Фото: Елена Карал

С одной стороны, в Нижнем Новгороде существует сильное IT-сообщество. С другой — развитые сферы современного искусства, дизайна и традиционных народно-художественных промыслов. Поэтому «Маяк» может стать местом, где будут развиваться проекты, находящиеся на стыке технологий и культуры.

Здание бывшей фабрики планируется разделить на несколько зон. Здесь есть два пространства первого этажа, входная зона, уникальное пространство под крышей с историческими деревянными потолками, третий этаж с балконом и подвал.

Авторы концепции предлагают создать на первом этаже два пространства, одно из которых станет шоурумом. Там разместятся нижегородские дизайнеры, будут представлены предметы интерьера и модные новинки. Во второй части может появиться кафе с входной зоной, информационно-туристическим центром, где будут продаваться билеты на события, откуда будут запускаться экскурсии. Там же может располагаться книжный магазин с небольшим сувенирным пространством.

Фото: Елена Карал

Часть второго этажа может занять образовательный центр, а вторую половину — инкубатор проектов. Там же, в пристрое, есть галерея, откуда открывается вид на Нижегородский кремль — самое подходящее место для коворкинга.

Пространство третьего этажа останется событийной зоной, а на четвертом предлагается разместить авторский бар и пространство питчинга — зону для небольших событий и встреч. Здесь можно будет устраивать презентации стартапов для потенциальных инвесторов.

По словам Екатерины Гольдберг, концепция разрабатывалась в тесном диалоге с будущими партнерами проекта — лидерами различных сообществ, включая IT-специалистов, представителей сфер культуры, образования, современного искусства и прочих направлений.

Фото: Елена Карал

Здание бывшей швейной фабрики «Маяк» должно стать той площадкой, где специалисты разных сфер будут гармонично взаимодействовать друг с другом. Здесь они смогут получать дополнительное образование, повышать свой профессиональный уровень, работать с экспертами и кураторами. Также будет действовать инкубатор проектов, который поможет новым командам воплощать идеи в жизнь, запуская свои стартап-проекты.

Постепенно претворять планы в жизнь нижегородское правительство рассчитывает уже в ближайшее время. Как отметил вице-губернатор Евгений Люлин, до конца 2019 года в здании должен быть завершен ремонт третьего этажа. Затем в порядок начнут приводить второй и четвертый этажи, реставрация ожидает фасад здания. На следующем этапе восстановительные работы проведут на первом этаже и в подвальных помещениях.

О конкретных сроках появления здесь полноценного культурно-технологического кластера говорить пока рано, но первые шаги к возрождению легендарного исторического здания уже делаются, и, возможно, появление новых социальных смыслов в помещениях бывшей швейной фабрики «Маяк» станет одним из подарков нижегородцам к 800-летнему юбилею города.

Что вы представляете себе при слове «экскурсия»? Зевающих туристов, вылезающих из автобуса, чтобы послушать монотонную речь гида? А уж по своему городу, наверное, и вовсе не стоит ходить с экскурсоводом? Спешим вас разубедить – вы категорически неправы! Экскурсии по малой родине – это безумно интересно. А сейчас еще и бесплатно – в Нижнем Новгороде в самом разгаре фестиваль фритуров, на котором можно побывать в малоизвестных местах города и узнать массу увлекательных фактов. «Комсомолка» тоже воспользовалась моментом и посетила заброшенную швейную фабрику «Маяк» на Нижневолжской набережной в компании экскурсовода Анастасии Макаренковой .

Читайте также:  Сколько стоит земля в казани

Строил этот промышленный комплекс выдающийся гений русской архитектуры Федор Осипович Шехтель – точнее, Франц-Альберт Шехтель, русский немец. А заказчиком был сын известного нижегородского купца Михаила Григорьевича Рукавишникова – Сергей Рукавишников, владелец легендарной усадьбы на Верхневолжской набережной. Кстати, все, что построено Шехтелем в Нижнем Новгороде , построено именно по заказу Рукавишниковых. У Шехтеля не было законченного архитектурного образования, но он смог стать легендой архитектуры. Даже революция не повлияла на его востребованность – при советской власти он продолжал творить.

В Нижнем Новгороде того времени Шехтель, разумеется, видел торговую столицу России , поэтому и решил построить такой средневековый замок – чтобы он напоминал о торговых городах Северной Европы , о Ганзейском союзе. Конечно, для промышленного комплекса и торговых складов такой фасад выглядит, мягко говоря, чересчур роскошно, но Сергей Рукавишников горел желанием украсить родной город великолепными зданиями – и преуспел в этом. Так дом, построенный ради промышленного предприятия, стал архитектурной доминантой Нижневолжской набережной.

— Этот дом – орган. Основополагающими являются пятигранные колонны, навершия которых напоминают трубы органа. Но в то же время этот дом напоминает гармонь. Посмотрите на здание, идя по тротуару – сначала вы увидите как бы собранные меха гармони, которые по мере приближения будут раскрываться, — советует Анастасия Макаренкова .

На первом этаже были магазины. Второй этаж представляет собой сплошной зал – там, вероятно, были склады.

Третий этаж вместе с четвертым образуют прекрасный двусветный зал, где сейчас нередко проходят мероприятия, а тогда должна была разместиться нижегородская товарная биржа.

Строительство завершилось в 1914 году, но тут все планы нарушила война. В 1915 году в новое здание переехали варшавские швейные мастерские, и с тех пор судьба дома оказалась неразрывно связана с швейным мастерством.

Дом часто называют Банком Рукавишниковых , но настоящий банк Рукавишниковых находится с другой стороны – на улице Рождественской. Однако эти два здания действительно представляли собой единый комплекс – они соединены длинным флигелем и имеют общий внутренний двор.

Со двора здание промышленного комплекса можно узнать лишь по очертаниям – отделывать плиткой здесь его не было необходимости, поэтому строители ограничились обычной штукатуркой.

Первое, что видишь при входе в здание – парадную лестницу, не изменившуюся с времен постройки. На потолке сохранились перегородчатые своды, на стенах и полу – аутентичная плитка.

Смотришь чуть правее лестницы – и попадаешь уже не в дореволюционное, а в советское время. Здесь на стенах висят стенды, сохранившиеся с времен, когда фабрика «Маяк» была грандиозным предприятием.

История швейной фабрики началась с пошива военной одежды – шла Первая мировая война, были нужны портянки и рубахи. В начале 1920-х годов на фабрике стали производить промышленную одежду, а к концу десятилетия к ассортименту добавились «гражданские» модели. Фабрика проработала почти 100 лет – она была закрыта в 2015 году.

А уже в конце 2017 года начались разговоры о создании здесь арт-кластера. Сейчас здание постепенно ремонтируется, в нем проводятся различные мероприятия, а в апреле 2019 года «Маяк» стал одним из главных объектов фестиваля аудиовизуального искусства Intervals.

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 18+

Адрес редакции: Нижний Новгород, Адрес: ул. Семашко, 37. Телефон: (831) 200-33-40, отдел рекламы — (831) 411-82-90, отдел распространения и продвижения — (831) 200-33-41

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector