Формирование доступной среды для инвалидов

Формирование доступной среды для инвалидов

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2020 год.

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации. Скачать для просмотра и печати

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
    • 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
      • строительство, реконструкция центров реабилитации;
      • их оснащение необходимыми техническими средствами;
      • приобретение специального оборудования для учреждений:
        • здравоохранения;
        • образования.
        • 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
          • федеральных и региональных ведомств;
          • организаций — исполнителей и органов власти.
            В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
          • 2020 годы:
            • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
            • Подведение итогов.
            • Анализ результатов.
            • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
            • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
            • 2021-2025 годы:
              • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
                • закупки оборудования в реабилитационные центры,
                • обучения специалистов,
                • разработки ИС.

                Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

                Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

                Мероприятия задумывались для обеспечения:

                • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
                • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
                • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

                Заявленные цели

                Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

                1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
                  • реабилитационной направленности;
                  • транспортных объектов;
                  • социальной направленности.
                  • Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
                  • Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
                  • Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
                  • Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
                    • обучение;
                    • стимулирование к профессиональной деятельности;
                    • повышение квалификации.
                    • Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
                    • Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.

                    Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

                    Вопросы финансирования ФЦП

                    В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

                    Подпрограммы «Доступной среды»

                    Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

                    1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
                    • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
                    • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
                    • формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
                    1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
                      • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
                      • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
                      • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
                      • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
                      • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
                      • Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
                        • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
                        • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.

                        К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

                        Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

                        Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

                        Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

                        Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

                        1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
                        2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
                        3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
                        4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
                        5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
                        6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
                        7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.

                        Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

                        Читайте также:  Пылесос моющий thomas twin helper aquafilter отзывы

                        Что делается для детей-инвалидов

                        В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

                        Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

                        В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

                        1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
                        2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
                          • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
                          • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
                          • Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
                            • логопедии;
                            • олигофренопедагогике;
                            • сурдопедагогике и других.

                            Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

                            Промежуточные успехи регионов

                            На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

                            1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
                            2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

                            Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

                            Последние изменения

                            Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

                            В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

                            В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ , определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

                            Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

                            Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года. По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые. На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

                            181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

                            Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

                            Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

                            • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
                            • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
                            • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
                            • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
                            • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
                            • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

                            195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.

                            Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов, нарушающие нормы и требования по созданию доступной среды для МГН или уклоняющиеся от исполнения этих требований, могут понести предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.

                            Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

                            Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности

                            Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.

                            • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
                            • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
                            • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
                            • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
                            • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
                            • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

                            210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.

                            Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

                            Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

                            Постановления Правительства РФ

                            Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.

                            • Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 — 2020 годы».
                            • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».
                            Читайте также:  Сметана из сухих сливок

                            Указы Президента и Постановления Правительства РФ

                            Указы президента и постановления Правительства РФ касаются вопросов утверждения перечня документов, которые являются обязательными для соблюдения ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здесь собраны документы, которые касаются проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с инвалидностью.

                            • Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
                            • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

                            Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств

                            НПА министерств и ведомств утверждают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Для этого каждое министерство разрабатывает свои «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности объектов и услуг.

                            • Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
                            • Приказ Минтруда России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Фонда социального страхования Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и предоставляемых на них услуг»
                            • Приказ Министерства труда РФ от 01.10.2015 № 680 «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации («дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг».
                            • Приказ Министерства образования РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»
                            • Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 »Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»

                            ГОСТы

                            ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, которые учитывают все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями здоровья.

                            • ГОСТ Р 51090-97. Cредства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
                            • ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
                            • ГОСТ Р 51083-2015 «Кресла-коляски. Общие технические условия»
                            • ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры»
                            • ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»
                            • ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»
                            • ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»
                            • ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»
                            • И многие другие.

                            Своды правил и СНиПы

                            Своды правил и СНиПы напрямую касаются определенных обязательных положений по проектированию зданий и сооружений с учетом их доступности для людей с ограничениями по здоровью.

                            • СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
                            • СП 59.13330.2016 «Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН»
                            • СП 136.13330.2012 (с Изменением №1) «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
                            • СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
                            • СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»
                            • СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»
                            • СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения»
                            • И многие другие.

                            Продление программы «Доступная среда» до 2020 года

                            Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Программа включала создание большой методической базы, проведение глобальных научно-исследовательских работ, вследствие чего было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 годы.

                            Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями:

                            • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
                            • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
                            • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
                            • Федеральное медико-биологическое агентство
                            • Фонд социального страхования РФ
                            • Министерство образования и науки РФ
                            • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
                            • Министерство промышленности и торговли РФ
                            • Министерство транспорта РФ
                            • Министерство финансов РФ
                            • Министерство спорта РФ
                            • Министерство культуры РФ
                            • Пенсионный фонд РФ
                            • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
                            • Федеральная служба государственной статистики

                            Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы ставит перед собой цели: создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни.

                            • создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
                            • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству
                            • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

                            Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг» является основополагающей и максимально обширной. Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды. Её главными направлениями работы являются:

                            • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
                            • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми
                            • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
                            • формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

                            Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

                            Читайте также:  Отзывы о кухонных мойках из нержавейки

                            Суть Федеральной программы

                            Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

                            Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

                            Цели и задачи программы

                            В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

                            1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
                            2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
                            3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
                            4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

                            Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

                            • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
                            • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

                            Создание доступной среды для инвалидов

                            На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

                            Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

                            Развитие инфраструктуры

                            В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

                            • информация в наглядном, звуковом формате,
                            • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
                            • сигнализация на каждом действующем светофоре,
                            • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
                            • комнаты санитарно-гигиенического типа,
                            • пандусы,
                            • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

                            В 2017 году Федеральный закон, касающийся защиты интересов инвалидов, был дополнен обязанностью всех компаний оказывать услуги населению. Он стали обязаны проводить подробные инструктажи работникам, которые заняты абсолютно любой деятельностью с людьми с ограниченными возможностями, в части вопросов полного обеспечения социальной среды для всех людей.

                            Подпрограммы «Доступной среды»

                            Серьезные задачи разделены для быстрого их достижения на маленькие сегменты в целях конкретизации и детализации их воплощения.

                            Начиная с 2017 года, выделяются интересные подпрограммы:

                            1. Усовершенствование действующего процесса по предоставлению государственных услуг.
                            2. Повышение существующего уровня адаптации граждан. Как пример, это принятие новых законодательных актов.
                            3. Совершенствование предоставления услуг в клиниках. Как пример, выработка дополнительных объективных критериев, используемых при проведении медицинской экспертизы.

                            Закон о доступной среде для инвалидов

                            Внедрение инноваций началось давно. Согласно принятой Конвенции ООН, посвященной правам инвалидов, люди, у которых ограниченные с рождения возможности представляют собой самостоятельных личностей, имеющих по ФЗ России право на участие в любой сфере жизни. Государство по условиям документов обязано обеспечить формирование открытого доступа ко всем необходимым услугам, объектам.


                            Олег Смолин, занимающий пост одного из председателей Комитета ГД РФ в сфере образования подчеркнул: «Согласно положениям государственной программы число инвалидов, работающих в различных фирмах в разрезе общего количества инвалидов трудоспособного возраста через два года в стране должно быть на отметке в 40 % , а впоследствии и вовсе переступить отметку в 50%».

                            Обустройство сооружений имеет не один десяток нюансов. Серьезное внимание должно уделяться вопросу качества используемых при строительстве материалов и безопасности конструкций. Во время возведения построек важно учитывать государственные стандарты, своды правил и правила безопасности, касающиеся вопросов использования платформ нового типа для людей с ограниченными возможностями.

                            Реализация программы

                            Подробная проработка наравне с реализацией широкого комплекса мероприятий, касающихся выполнения условий формирования в стране безбарьерной для общества атмосферы – дело не одной недели, а возможно нескольких лет. Объединяются ресурс из смежных разных сфер. Поэтому государство вводит на это время привычный период переходного типа.

                            Проект реализации состоит из конкретного количества мероприятий по созданию комфортной среды, обеспечения каждому желающему беспрепятственного доступа к необходимым услугам.

                            Цель, которую стремится достигнуть вся страна – комфорт.

                            На этапе проработки комфортной среды для проживания используются ориентиры. Государство предлагает разнообразные изменения, смежные тем или иным образом с основным вопросом помощи инвалидам:

                            1. В документы, закрепляющие процесс реализации избирательных гражданских прав введено дополнительное требование, распространяющееся на специально предназначенное для голосования оборудование в зданиях, чтобы участники отдавали голос в комфортной для себя среде.
                            2. В законы, которые регламентируют перевозки по стране, дополнительно внесены изменения.

                            Заключение

                            Федеральную программу такого уровня невозможно переоценить. Уже с детства такие люди в социальной среде не должны чувствовать себя оторванными хоть на чуть-чуть от общества. По этой причине поддержка, содействие власти в получении услуг людьми с ограниченными возможностями важны. Благодаря системе мер, которая сформировалась в последнее время, постепенно удастся добиться реконструкции всех действующих социально значимых объектов, а это значит, что инвалиды с раннего детства смогут находиться в социуме со своими ровесниками.

                            Ссылка на основную публикацию
                            Adblock detector