Суминагаши в домашних условиях

Суминагаши в домашних условиях

Навигация

Вход для пользователей

Блогеры

solnzesvetit (1244)
admin (318)
Василий (243)
bambina (236)
Gorgona (187)
Маша Нея (160)
Edit (151)
Shukry (135)
Nusha (126)
Анютка (126)
luchanka (123)
Zhinsheng (122)
Ejrel (105)
Олечка (105)
natali rud (96)

Хобби

Опросник

  • 19 комментария
  • 22601 просмотра
  • Старые опросы

Мастер-класс по суминагаши, японской росписи

Магия узоров

В этот раз мне посчастливилось попасть на мастер-класс по японской технике росписи — «суминагаши». Вы можете вбить это слово в любой поисковик и узнать много интересного о том, что из себя представляет эта техника, как возникла и где используется. Я же шла на занятие без малейшего представления о теме.

Мастер-класс проводился в Культурном японском центре Киева, куда мы и отправились в субботу по предварительной записи. На входе в помещение с расставленными буквой «П» столами мы заплатили некоторую сумму за материалы и, получив по пачке дорогой рисовой бумаги в руки, заняли места. Я осмотрелась по сторонам — желающими постигнуть тайны суминагаши были и студенты, и взрослые, и даже японская семья из четырех человек устроилась напротив меня, а само занятие проводил молодой украинец, бегло говорящий на японском.
Пока «сэнсэй» рассказывал, чем мы будем заниматься, нам раздали пластмассовые
корытца для воды, кисти и наборы специальных красок.

На первый взгляд, техника сама по себе несложная, но увидев работы настоящих
мастеров, мы поняли, что творческий путь к совершенству в этом виде графики так
же неограничен, как и в любом другом искусстве… особенно, если это искусство
придумали японцы.

Мы налили в свои корытца воды в два пальца толщиной и раскрыли коробки с красками, представляющими собой нерастворимую в воде тушь в тюбиках.

Базовый принцип техники состоял в том, чтобы погрузить в воду маленькие
картонные кружочки (входящие в набор вместе с тюбиками) и капнуть на них
немного краски.

Мы сразу задались вопросом, для чего нужны эти кружки. Оказывается, они не дают
тяжелой капле краски опуститься на дно, а свободно плавая в воде, разносят
цветные струйки по всей поверхности. Затем мы берем кисть и в произвольном
порядке «мутим воду», чтобы цвета завертелись в замысловатые узоры.

А еще мне понравился второй способ смешивания: наклоняешься к воде и дуешь!
Тогда струйки, подернутые рябью, закручиваются еще интереснее.

Следующий этап — перенос узора на бумагу или ткань. Аккуратно окунаешь лист
бумаги в корытце, стараясь, чтобы он не погружался в воду, и сразу осторожно
вынимаешь, дав лишней воде стечь.

А затем кладешь сушиться. Вот и все! Узор с поверхности воды на удивление точно
отпечатывается на бумаге и не стекает. Сэнсэй сказал, что в течение нескольких
суток краска впитывается в структуру материала ткани или бумаги и уже никогда не смывается. Поэтому суминагаши часто используют для декоративного оформления
бумажных изделий и одежды. По его словам, в Японии с помощью этой техники любят делать… визитки! Получается дешевле (экономия на дизайне и полноцветной печати), а главное — каждая визитка уникальна. Поэтому их охотно берут и хранят.

Читайте также:  Проекты домов в германии фото

Ну а я использовала то, что у меня получилось, в оформлении подарка 🙂

« Рисунки на воде », « мраморная бумага », « турецкое мраморирование » — звучит завораживающе, не правда ли?

Искусство мраморирования бумаги появилось в Средней Азии. Оно настолько древнее, что по сей день идут споры, где оно зародилось. По некоторым предположениям, эбру появилось в Индии, а потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другой версии, оно зародилось в Бухаре, и после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать с уверенностью — эбру имеет восточные корни.

Первые образцы эбру можно найти в книге «Gay-i Cevgan» («Гай-и Чевган»), написанной в 1539 году и хранящейся в стамбульском дворце Топкапы.

Как делается эбру?

На первом этапе в небольшое прямоугольное корыто выливается специально приготовленный густой раствор из воды и нектара гевены (это растение из рода астрагалов растет только в Турции). Сок гевены обладает слабыми клеящими свойствами — таким образом достигается необходимая вязкость воды.

Потом в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры.

На этот своего рода мраморный грунт наносится рисунок. Мастер кладет на поверхность воды несколько капель краски – вручную, особыми инструментами. Традиционно для техники эбру эти инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса. Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т.д.

Далее на воду кладется чистый лист бумаги. Через 5-10 секунд его осторожно снимают и оставляют сохнуть. Перенесенное на бумагу произведение и является законченным эбру.

Простейший способ сотворить что-то подобное самому — поэкспериментировать с масляными красками. Для удержания красок на воде в нее можно добавить конторский клей, а масляные или печатные офсетные краски растворить в скипидаре.

Далее действовать, как описано выше. Может, это будет лишь подобием эбру, зато какое удовольствие творить что-то своими руками и знать, что ваше произведение уникально и скопировать его невозможно.

На Востоке говорят: чтобы получить красивый Эбру, надо иметь легкую руку, обладать утонченным вкусом и открытым умом. Ну, и, конечно, это занятие – только для терпеливых и аккуратных)))

Это искусство насчитывает несколько столетий, и, благодаря возникновению новых методов, мастера эбру создали различные направления техники, которые дополняют характеристики классического эбру. На сегодняшний день существуют такие разновидности рисунка эбру, как «крупный», «прилив и отлив», «зигзагообразный», «шаль соловья», «фейерверк» и «цветок». И в любом виде эбру ни один мастер, насыпая краски в емкость, еще не знает, каким выйдет его рисунок. Он может только предполагать, на что будет похоже его творение.

Читайте также:  Фенли мебельная фурнитура каталог

Поэтому название эбру даётся обычно только после того, как ему будет придана форма. Некоторые типы эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, есть «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.

«Иногда ты смотришь на небо и видишь великолепное Эбру облаков, переливающееся оттенками красного, синего, жёлтого и индиго. А некоторыми ночами вы должны были заметить, как лучи луны играют всеми цветами радуги на громадном Эбру туч. Наши отцы и деды умели поймать эту райскую красоту в зелени деревьев и черноте земли и запечатлить божественную картину на листе бумаги. Художник отдаётся божественному желанию и своему сокровенному, и, освободившись от себя, растекается Эбру на бумаге. В этот момент Эбру растёт, заполняя весь мир, и океаном разливается по Вселенной вместе с сердцем и душой художника».

Похоже на эбру и искусство суминагаши — древняя японская техника декорирования бумаги красками. Она считается древнейшим видом живописи, появившимся в Китае более 2000 лет назад и практикующимся в Японии синтоистскими священниками с начала 12-го века. Различаются эбру и суминагаши приёмами и материалами. Прежде всего, суминагаши – это именно рисование на воде, а для эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость. Краски для обеих техник – эбру и суминагаши – используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды.

Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы. Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком.

До недавнего времени существовала опасность исчезновения традиционного турецкого искусства, но благодаря стараниям таких мастеров, как Неджметтин Окйяй, Мустафа Дюзгюнман и Фуат Башер искусство эбру и суминагаши сохранилось до наших дней.

В дальней своей молодости я смотрел японский фильм «Легенда о Нараяме». Умеют японцы снимать кино, но легковесными и развлекательными их не назовешь, настолько фильмы натуралистичны, настолько трогают душу.

Мой интерес к Японии не пропал с годами — напротив, захотелось узнать о ней еще больше. Что же это за страна? Какую бы страницу ее истории ни переворачивал, загадок меньше не становилось.

…Медленно кружатся в воде картонные кружки в веере разноцветного шлейфа, образуя изумительно неповторимые узоры. Техника суминагаши уникальна. Ее неспроста назвали «плавающими чернильницами».

Читайте также:  Полотенце на кухне где разместить фото

Один из древнейших видов японской живописи получил второе дыхание и снова завоевывает мир. Сейчас очень популярны ткани, расписанные в этой технике. И в нашей стране проводятся мастер-классы по рисованию в технике суминагаши.

История мраморной бумаги, а техника суминагаши первоначально создавалась для создания мраморной бумаги, имеет очень древние корни. Еще в XII веке рисунки, созданные водой и тушью, представляли собой вершину японской школы живописи. Члены японского королевского двора использовали работы мастеров суминагаши.

Искусство создания мраморной живописи на бумаге в XVII веке распространилось по всей Европе. Однако мало кто предполагал, что мастера этой техники неохотно будут делиться своими знаниями. Различные формулы и методы мраморности стали охраняемой тайной.

Но спрос на эту бумагу возрастал, были созданы мраморные гильдии, при которых существовали и школы для обучения этой технике. В Англии переплетчики не были знакомы с методами создания мраморности и были вынуждены импортировать бумагу из Голландии или Германии. Налог на бумагу был немал, и в ход шли такие изощренные методы ухода от налога, как запись ее под видом оберточной упаковки для игрушек.

В чем секрет суминагаши? В терпении. Художнику было необходимо поистине ангельское терпение, чтобы получить шедевр, так как лишь одна из множества попыток воспроизвести на воде нужный сюжет дает желанный результат. Вроде, на непосвященный взгляд техника проста, но парадокс: все, что кажется простым японцу, — для европейца закрытая дверь за семью печатью.

Методика рисования в технике суминагаши

В емкость с водой опускаются маленькие кружки из картона, затем на них понемногу добавляют нерастворимую в в воде тушь. Эти круги задерживают капли туши, не давая ей опуститься вниз на дно. Повороты кружков разносят по воде разноцветные шлейфы, образуя узоры разных форм и размеров.

При рисовании на воде картонные легкие кружки двигаются свободно под воздействием движения воздуха, но могут также приводиться в движение с помощью подручного инструмента-кисточки, можно их «взбаламутить рукой» или подуть на воду, чтобы образовалась рябь.

Узоры в таком случае получаются более закрученными, создаются замысловатые сюжеты. Рисунок обретает свой неповторимый вид. Но для того чтобы получить этот шедевр, художнику необходимо вовремя перенести его на бумагу или ткань.

Для этого материал следует окунуть в воду, не погружая его полностью, и сразу достать. Вот в этом-то моменте и состоит главное мастерство художника: одно неверное движение — и работа идет насмарку, узор нарушен.

Мастерство заключается в том, чтобы узор с точностью отпечатать на бумаге. Но бывает, что при ошибке получается даже более интересный результат. Ведь и Америка открыта в результате неверного расчета.

Работы, выполненные в технике суминагаши, в Японии можно встретить в интерьерах квартир, в дизайне знаменитых японских клинков, на тканях и подарочных пакетах, в оформлении книг и альбомов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector