Украшение различных тканей орнаментом узором из ниток

Украшение различных тканей орнаментом узором из ниток

Расцветка тканей — группы:

Современные виды узоров и принтов для тканей можно условно разделить на две группы:

изобразительные орнаменты, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные (зооморфные мотивы), пейзажи, изображения человека (антропоморфный мотив), различные предметы;
неизобразительные орнаменты – геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.

Более древними являются геометрические виды узоров на тканях: они произошли от космогонических представлений людей о мире и от технологических способов изготовления предметов. Это такие известные мотивы орнаментов, как полоска, зигзаг, клетка, ромб, горошек, треугольник и др.

Самым известным геометрическим узором, наверное, является древнегреческий орнамент «меандр».

Меандр – орнамент в виде ломаной линии в виде связанных между собой прямых углов, имитирующих сложную кромку морского берега.

Такая расцветка ткани как полоска была известна уже в Древнем Египте: головной убор фараона изготавливался из ткани в синюю и золотую полоску. Сначала полоски появились на керамических изделиях: они образовывались при их изготовлении на гончарном круге и впоследствии стали окрашиваться в различные цвета. Затем полоски стали использовать для декорирования тканей.

У славянских народов бытовала многоцветная полосатая ткань под названием «пестрядь»: рисунок на ней был обусловлен тем, что пряжа в крестьянском хозяйстве периодически заканчивалась, а купленные на торгах нити отличались по цвету.

Современные ткани в полоску разнообразны по цветовым решениям, ширине полосок и расстоянию между ними. Выделяются следующие варианты:

Полоски на тканях для одежды морского стиля – регулярные полоски в ограниченном цветовом диапазоне, характерном для этого стиля: сочетания синего, черного или красного с белым цветом.
Ткань «омбре» — шелковая легкая ткань, имеющая долевую полоску, образуемую путём сложного саржевого переплетения нитей (основное, уточное или равностороннее переплетение).
«Райе» — ткань, имеющая долевые полосы одинаковой или различной ширины. Рисунок создается в процессе переплетения нитей контрастных цветов.

Клетка – один из самых популярных видов рисунков на ткани: первые упоминания о ней датируются III веком нашей эры. Ткани с рисунком в клетку получили общее название «шотландка», потому что они родом из Шотландии. Плотная шерстяная ткань в клетку в этой стране стала знаком клана: каждый род имел определенный по цвету и размеру рисунок клетки, называемый «тартан». Специальная компания занимается регистрацией тартанов, которых в настоящее время насчитывается 2200 вариантов: фамильные, королевские, государственные расцветки, создаваемые по случаю праздников – все учитывается!

За многовековую историю создано огромное количество тканей в клетку:

Английская клетка – неяркий клетчатый рисунок на шерстяных костюмных тканях, используемый в изделиях классического стиля. Цветовая гамма включает серые и коричневые тона. Примером является ткань, бывшая с 1924г.фирменной для бренда Burberry, выполненная в сочетаниях коричневого, черного, бежевого и красного цветов.
«Виши» — рисунок в мелкую клетку, появившийся в 1850 г. и названный в честь французского города.
Гленчек – общее название тканей в клетку, включая «куриную лапку» и «пепиту», чаще применимое для обозначения мелкого рисунка.
«Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб» – двухцветный, контрастный рисунок на ткани в виде деформированной клетки, с вытянутым углом – получаемый путем переплетения нитей; ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб».
«Мадрас» — плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции; названа в честь большого промышленного города Индии.
Оксфорд – хлопчатобумажная или с добавлением химических волокон сорочечная ткань в полоску или клетку.
«Пепита» – мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками», получаемый путем переплетения нитей контрастных цветов; родом из Испании.
«Принц Уэльский» («Эстерхази», виндзорская клетка) — костюмная шерстяная ткань серого цвета с тонкими полосами светлого и темного цвета, при пересечении которых образуются клетки; в названиях задействованы имена вельмож, которые использовали эти ткани в своих костюмах, несмотря на их низкое происхождение.
Тартан – клетка на плотной шерсти, получаемая переплетением нитей, знак принадлежности к определенному роду.
Шотландка – общее название тканей в крупную клетку.

Аргайл – узор на материале из связанных между собой отдельных ромбов, используемый чаще всего в трикотажных изделиях. Название произошло от местности в Западной Шотландии.

«Ёлочка» — рельефная расцветка костюмной ткани или драпа в виде ломаных линий, напоминающих положение игл на елке, образуемый переплетением различных по цвету нитей основы и утка по типу ломаной саржи.

Ткани в мелкий горошек получили распространение в женском костюме в конце XVIII века. Современная мода обязана популяризации этого мотива в оформлении тканей Ив Сен Лорану, который считается «Королем горошка»: он активно использовал рисунок в 70-х годах в деловых жакетах и романтических платьях. Другой дизайнер, Хайнц Остегаард, предложил рисунок в крупный горошек Polkadots, расположенный в виде рядов, образующих своеобразные полоски на ткани.

Polkadots («пятна полька») – принт на ткани в виде параллельных рядов из горошин крупного размера.

«Перец с солью», «мушка» — рисунок на грубых тканях типа драпа, твида в виде мелких точек темного и светлого цвета, образуемый переплетением нитей.

В первобытной орнаментике растительных мотивов не было, но в искусстве Древнего мира они очень популярны: в Египте это — стилизованные изображения папируса, лотоса, в Риме – листьев аканта, дуба, лавра, винограда. Многообразие мира флоры – великолепный источник творчества для дизайнеров: мода всегда будет их использовать, каждый раз обращая наше внимание на новые объекты.

Арабески – расцветка ткани из витиеватых узоров в виде стилизованных цветов и листьев.
Пейсли («пейслийский огурец», «индийский огурец», «турецкий огурек») – узор на ткани, образованный с помощью элемента персидского орнамента «Бута» в виде изогнутого листа и названный в честь шотландского города, в котором производились шерстяные шали с этим рисунком. В Европе получил распространение в начале XIX века, когда в моду вошли кашмирские шали.
Купон (купонная ткань) — это крупный узор на ткани, чаще растительный (но не только!), который по краям изделия самый крупный, а ближе периферии уменьшается и сходит "на нет". Часто сочетается с каймой, так как это выглядит логично и естественно для купона.

Читайте также:  Виды пушистых кактусов фото и названия

Эти принты в расцветке ткани всегда на пике популярности: большие и маленькие, в букетах и по одиночке, цветы всегда вызывают восхищение! Цветочные — очень модные принты. Известные мотивы:

Мильфлер (Millefleurs – с фр.– «множество цветов») — узор из мелких цветов на хлопчатобумажных тканях; название впервые использовано в искусстве гобелена, где изображения часто размещались на фоне с изображением цветов.
Fleur-de-lis или «Геральдическая лилия» – знак королевской власти во Франции с конца средних веков. Этим изображением украшены гербы и флаги различных городов мира — Флоренции, Квебека, Нового Орлеана и др. Согласно последним исследованиям выявлено, что Fleur-de-lis является стилизованным изображением ириса, а не лилии.

Геометрнический узор в горошек — фото: 19 — мелкий горошек (крапинка), 20 — рисунок polkadots, 21 — перец-с-солью.

Растительный узор на ткани — фото: 22 — арабески, 23 — пейсли, 24 — цветочный принт мильфлер, 25 — цветочный акварельный узор на ткани, 26 — рисунок fler-de-lis, 27 — экзотический растительный тропический узор из листьев (принт джунгли).

Узоры и принты на ткани — фото: Животный принт: 28 — змеиный принт, 29 — тигровый принт, 30 — леопардовый узор, 31 — принт зебра.

Виды расцветок ткани — фото: 32 — этнический узор, 33 — психоделический принт, 34 — абстрактный принт в стиле Пикассо, 35 — муаровый узор на ткани, 36 — узор в стиле венецианского стекла, 37 — принт чешуя, 38 — узор зигзаг Миссони, 39 — узор в стиле пэчворк.

Виды узоров и принтов на тканях – неисчерпаемая тема: их очень много! И с каждым новым витком моды их становится все больше! Упомянем еще лишь парочку узоров, о которых мы не сказали. Например, меландж — ткань из нескольких цветов нитей, или из разных оттенков одного цвета, ткани с меланжевым эффектом похожи на ткани типа "соль-с-перцем", расцветка травер — ткань, имеющая одинаковые или различной ширины поперечные полосы, создаваемые переплетением нитей контрастных цветов. Рисунок образуется уточным переплетением. Или Филь-а-филь (Ш-а-Ш) (гуськом, шеренгой, ступенчато) — рисунок на ткани с выступающими, диагональными полосами. Такой рисунок создается с помощью саржевого переплетения контрастных по цвету нитей основы и утка. Соотношение нитей основы и утка в раппорте 1:1. И многие другие узоры.

Самыми распространенными и доступными украшениями для тканей стали всевозможные рисунки. Цветы, надписи, мордочки животных – это лишь малая часть изображений. Да и называть их можно по-разному.

Линии, сочетания оттенков, игра света и тени вместе образуют на ткани узор. Если в нем какие-то элементы повторяются, чередуясь друг с другом, то его можно назвать орнаментом. А за модным словом «принт» может скрываться любое изображение, которое было напечатано, вышито или нанесено на материал с помощью термотрансфера (то есть под воздействием температуры).

Какие бывают изображения

Узор на ткани можно охарактеризовать по нескольким основным параметрам:

  • масштабу – крупный он или мелкий;
  • разреженности – плотный или редкий;
  • контрастности и интенсивности цвета.

Кроме того, орнамент может быть составлен из разных элементов (природных, фантастических и прочих). По этому принципу каждый из узоров и орнаментов на ткани можно отнести либо к изобразительным, либо к неизобразительным.

В основе рисунков первой группы лежат объекты окружающего мира – люди, птицы, цветы, животные и прочее. Мастерам своего дела удается создавать очень реалистичные и сложные по исполнению изображения.

Узоры второй группы обязаны своим появлением работе человеческого сознания и подсознания. Они «составляются» из геометрических и абстрактных фигур, символов.

Еще один вид узоров получается, если на ткани сочетают изобразительные и неизобразительные элементы. Такой рисунок называют комбинированным.

Изобразительные узоры на тканях

Среди них различают флористические, анималистические, антропоморфные, вещные, пейзажные и астральные изображения. Рассмотрим их особенности подробнее.

Самый популярный тип «флористики» – цветочный узор. Такие изображения могут быть очень реалистичными или наоборот стилизованными, похожими на символы. Цветы рисуют поодиночке, в виде букетов или изящных переплетений.

Если цветочки крохотные и они «рассыпаны» по всей поверхности материала в определенном порядке, то такой узор называют «мильфлер» (французское словосочетание «mille fleurs» переводится как «тысяча цветов»).

Если же на однотонном, слегка поблекшем фоне изображены крупные цветки роз, у которых детально прорисованы лепесточки, – перед вами «английские розы».

Еще одно легкоузнаваемое изображение тоже имеет французские корни и называется «флер-де-лиз» (от словосочетания «fleur de lys», которое переводится как «геральдическая лилия»). Этот рисунок использовали в качестве эмблемы королевского рода, а теперь его можно встретить не только на материях, но и на гербах разных городов мира. И хотя ученые разглядели в «королевской лилии» стилизованный цветок ириса, традиция оказалась крепче – название не изменилось.

Помимо цветов в изображениях для тканей используются другие растения и их части – плоды, листочки, стебли. В этом случае узор называют растительным.

Классические примеры таких рисунков носят названия «пейсли» и «арабески».

Читайте также:  Фабрика 8 марта диван майами

Нечто среднее между огурцами неправильной формы и изогнутыми листочками изображается в орнаменте «бута́». У него есть и другие, более привычные для нас названия:

  • «индийский» или «турецкий огурец» (по форме главного элемента и странам особого распространения рисунка);
  • «пейсли» (по названию города, в котором производили ткани с таким орнаментом).

«Арабески» – название узоров на ткани в виде причудливых сплетений разных частей цветов (бутонов, листочков, стебельков).

Первоначально для создания такого орнамента помимо флористических мотивов были необходимы еще и геометрические. Однако со временем это название все чаще стали употреблять по отношению к тканям с растительными узорами.

Не менее экзотично, чем «пейсли», смотрятся тропические изображения. Главные их элементы – лианы, пальмы, бананы, крупные пальмовые листья, цветы, распространенные в тропиках. Чаще всего для них выбирается однотонный фон, а части рисунка делают крупными, переплетают их между собой, дополняют подходящими изображениями птиц и животных.

Изображение любого представителя фауны может стать ключевым элементом узора. Диких или домашних животных, птиц, рептилий и других братьев наших меньших либо изображают «в полный рост», либо используют рисунки на их шкурах:

  • полоски тигра образуют тигриный узор;
  • пятна леопарда – леопардовый;
  • чешуйки змей и крокодилов – змеиный или крокодилий;
  • полоски зебры – зебровый.

Как и в случае с цветами, животные рисунки могут быть реалистичными, стилизованными.

В основу могут быть положены портреты, рисунки рук, глаз и прочих частей человеческого тела, силуэты людей, фотографии с человеком в качестве главного действующего лица. Чаще других встречаются изображения знаменитостей и узоры с человечками, выполненные в стиле комиксов или мультфильмов.

Вещные узоры

Это изображения любых предметов, которые окружают нас в повседневном мире. Самые популярные среди них: автомобили, косметические средства, обувь, письменные принадлежности, музыкальные инструменты, посуда.

Если для создания изображений используются не просто отдельные цветы и растения, а полноценные картины природы, то такой узор называют пейзажным. Он характерен для гобеленовых тканей.

Полотна могут украшать аллеями, полянками, озерами и похожими рисунками. Обычно природные элементы соседствуют с архитектурными, животными и антропоморфными.

Астральные узоры ("астра" — звезда по-гречески)

Небо, облака, космические тела (в основном это рисунки звездочек и планет) изображаются обычно в стилизованном виде. На их фоне намного интереснее смотрятся ткани с узорами, которые похожи на фотографии.

Неизобразительные узоры на тканях

За основу таких узоров берутся геометрические фигуры, буквы, символы или изображения несуществующих предметов и живых существ. В зависимости от этого различают геометрические, абстрактные, символьные, буквенные и фантазийные рисунки.

Геометрические узоры

Одним из наиболее простых узоров можно назвать «горошек». Он представляет собой множество кружочков разного размера и цвета, расположенных хаотично или образующих своеобразные линии. Ткани с таким рисунком использовались для создания женских нарядов еще в 18 веке.

Светлые или темные точки на ткани типа твида или драпа образуют узор «мушка» (или «перец с солью»).

Если крупные горошины расположены на полотне в виде параллельных рядов, этот узор называется «полька».

Среди геометрических изображений самым распространенным считается клетка. Ткани с таким рисунком появились в 3 веке на территории Шотландии. Различают:

  • Клетку, нанесенную на плотное шерстяное полотно, – «тартан». Ткань с таким узором свидетельствует о том, что человек принадлежит к определенному роду. Существует масса разновидностей (более 2-х тысяч).
  • Узор из мелких клеток, получивший свое название в честь города во Франции, – «виши».
  • Разноцветные крупные клетки, расположенные ассиметрично, – «мадрас».
  • Рисунок из неярких клеток серых и коричневых оттенков, нанесенный на шерстяную ткань для костюмов, – «английская клетка».
  • Небольшие квадраты с завитками, созданные с помощью переплетения нитей контрастного цвета, – «пепита».
  • Двухцветный узор в форме деформированной клетки с немного вытянутыми острыми углами – «гусиная лапка» («собачий зуб», а также по-русски «куриная лапка»).

При этом любой узор, который представляет собой сочетание маленьких клеток контрастных цветов, называется «гленчек».

Не менее популярна и полоска. Она активно использовалась еще в Древнем Египте. Среди современных тканей можно встретить варианты с полосками самых разных цветов, длины и ширины.

Рисунок, созданный из длинных полосок контрастных цветов, называется «райе».

Одежда, выполненная в морском стиле, имеет двухцветные бело-красные, бело-синие или бело-черные чередующиеся полоски, параллельные друг другу. Такой узор имеет название «морская полоска».

Если ткань окрашивается разноцветными полосками, которые перетекают одна в другую, то получается эффект «омбре».

Еще несколько узнаваемых геометрических рисунков создаются из сочетаний ромбов. Есть две разновидности:

1. Узор в виде коротких ломаных линий, похожих на елочные иголки, называется «елочка». Они должны быть контрастных цветов, но могут различаться по ширине.

2. Рисунок из соединенных разноцветных ромбов – «аргайл».

Абстрактные узоры

Когда в структуре геометрического рисунка намеренно нарушается четкий порядок расположения элементов, они начинают «наползать» друг на друга и сплетаться, получается абстрактный узор. Основные его составляющие – спирали, точки, кривые и ломаные линии, кресты, многогранные и более сложные фигуры, цветовые пятна.

Узорами-символами начали украшать ткани еще в Древнем Египте, Древнем Китае, Сасанидской Персии и других государствах прошлого.

Значки заменяют слова и целые выражения. Сейчас они трактуются максимально просто: «стрелка» означает поворот, «губы» – поцелуй и т. д. Но раньше к символам относились серьезнее. Так, изображение жуков-скарабеев на древнеегипетских полотнах символизировало воскрешение и мир, а узор из рыб на сасанидских тканях мог означать защиту человека от водной стихии.

Читайте также:  Сайдинг под природный камень

На современных материалах для шитья частыми «гостями» становятся значки валют, сердечки, смайлики, стрелочки, ноты и карточные масти.

Буквенные узоры

Россыпь букв, отдельные слова, фразы и даже фрагменты текста могут украшать поверхность тканей наравне с другими рисунками. В искусстве изящное использование таких элементов – это отдельное направление, называемое каллиграфией. А узор, состоящий из красиво изображенных и расположенных букв, можно смело называть каллиграфическим.

Необычные узоры

Благодаря фантазии человека рождается масса необычных узоров, которые не похожи ни на классические изображения, ни друг на друга. Однако и здесь есть свои закономерности – в зависимости от стиля рисунка можно выделить фантастические, мультипликационные и психоделические узоры.

Несуществующие живые существа и сказочные предметы – элементы фантастических рисунков. Они могут изображаться сами по себе или как действующие лица каких-нибудь сценок, ситуаций. Яркие примеры – сфинксы, грифоны, жар-птицы, ковры-самолеты и т. п.

Мультипликационные узоры похожи на фантастические, разница лишь в том, что их элементы – это персонажи мультиков, а не сказок, мифов и легенд. С каждым годом их становится все больше – Спанч Боб, Бэймакс, снеговик Олаф заняли активные позиции. Старые добрые герои «Диснея» вроде Микки Мауса и его друзей-подруг тоже не теряют популярности и часто изображаются на «детских» тканях.

Нечто среднее между фантастикой и абстракцией можно назвать психоделическим рисунком. Обязательное условие – для его создания должны использоваться яркие краски и очень странные, не поддающиеся определенной трактовке элементы. Обычно части узора перетекают из одного в другой, «загораживают» друг в друга. Единственный способ упорядочить их – расположить по принципу калейдоскопа.

Как делают ткани с рисунками

Нанесение узора на ткань возможно на любом этапе ее создания:

  • пока ее ткут – за счет цветных нитей, которые переплетаются между собой;
  • при колористической или фактурной отделке;
  • в процессе дополнительной обработки – росписи, вышивки и похожих манипуляций.

Если рисунок (обычно это «елочка» или один из вариантов клетки, полоски) получился благодаря переплетению ниточек, то ткань называют пестротканой. А использование в качестве сырья волокон, отличающихся по структуре или цвету, позволяет создавать:

  • мулинированные ткани (из волокон шерсти и вискозы, к примеру);
  • меланжевые (из волокон разных оттенков).

Ведущий способ «цветовой» отделки – печать (акварельная, термопечать, вытравная и другие). В этом случае ткань обрабатывается красящими или другими составами.

Рисунок может получаться и за счет «фактурной» отделки – тиснения (вдавливания), узорного флокирования (наклеивания ворсинок).

Производится также множество готовых однотонных материалов без узора. Они могут быть гладкокрашеными (однотонными, равномерно обработанными краской одного цвета), выбеленнымии суровыми (неокрашенными). Обычно именно их используют для дополнительной обработки и нанесения рисунка вручную.

Как выбирать и сочетать между собой узорчатые ткани

Характер рисунка может сильно влиять на эстетические особенности готового изделия. Так, яркие или контрастные узоры актуальны при создании динамичных, молодежных образов. Строгая и спокойная «геометрия» тяготеет к деловой среде. Ткани с цветочным принтом «романтичны» и больше подходят для девушек.

Есть несколько правил выбора материала при пошиве одежды:

  • ткань с контрастным или крупным узором притягивает внимание, зрительно увеличивает объемы модели;
  • сложные рисунки требуют простого фасона;
  • складки и драпировки уместны на материалах с мелким узором;
  • яркие, динамичные или высококонтрастные изображения красиво смотрятся на молодых моделях;
  • сделать фигуру стройнее помогают ткани с неброскими рисунками, тонкими вертикальными полосками, мелким узором;
  • яркий принт можно сделать незаметнее, если использовать материал в «малых дозах».

Если же вы подбираете ткань с интересным принтом для интерьера, то здесь стоит ориентироваться на стиль помещения.

Узор «английские розы» поможет оформить комнату в стиле шебби-шик, а «пейсли» характерен для вариаций на тему востока. В классических интерьерах хорошо смотрится изящная «геральдическая лилия». Эклектика и китч будут рады фантазийным рисункам. А ткани с геометрическим узором позволяют подчеркнуть особенности конструктивизма.

Если одной ткани с рисунком мало, можно попробовать подобрать ей пару. Это может быть материал:

  • с похожим рисунком другого цвета;
  • без изображений;
  • с другим орнаментом того же цвета.

При этом один из узоров должен немного перетягивать на себя внимание.

Даже самая простая ткань, имеющая рисунок, часто выглядит интереснее, чем однотонная. А разнообразие рисунков открывает широкий простор для творчества.

Всего найдено: 20

армюр

вид переплетения нитей в тканях с мелкими узорами

батик

выбойка

самый грубый ситец с выбитым узором в одну краску; набойка на бумажной ткани

вычура

сложный, прихотливый узор на тканях

вышивание

создание узоров на одежде, ткани из ниток

вышивка

креативный узор на ткани

гобелен

декоративная ткань, ковер с вытканными узорами и изображениями (тканая картина, драпировка, обивка)

дамассе

мягкая шелковая блестящая тканье крупными узорами камчатное полотно

жаккард

сложный многоцветный узор на ткани или трикотаже

кайма

Полоса по краю ткани, какого-либо изделия, отличающаяся цветом или узором

край платка, платья и других деталей одежды, отличающийся узором от основного узора ткани

лансировка

техника украшения тканей плетеным узором

миньонет

узор из цветов на ткани

набойка

получение узора на ткани

парча

тяжелая шелковая ткань с богатым узором, тканным золотной или серебряной нитью

раппорт

повторяющ. узор на ткани, обоях

повторяющийся узор на ткани

повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке, обоях

дублирующийся узор на ткани

мотив узора на ткани

повторяющийся узор на ткани, обоях

рушник

полотенце у восточных славян, обычно с вышитым или тканым узором (этнографическое)

сновка

нити, которые прокладывают поверх сетки и в тех местах, где по узору на ткани вырез. квадра

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector